Крейсер «Аврора» – корабль № 1 Российского флота
Вот уже более полувека в Санкт-Петербурге возле Петроградской набережной возвышается корабль, чей силуэт стал привычным не только для петербуржцев, но и для тысяч туристов, которые посещают город на Неве снова и снова.
Памятнику отечественного кораблестроения, которым является крейсер «Аврора», довелось повидать на своем веку немало противоречивых событий истории ХХ века. Крейсер, защищавший Россию в трех войнах, участвовавший в февральско-октябрьских событиях революций 1917 года, являвшийся кузницей морских офицеров, став музеем, сохранил почетный статус «Корабль № 1 Российского флота».
Рождение крейсера «Авроры» в Санкт-Петербурге
Местом закладки крейсера «Авроры» в мае 1897 года стал Санкт-Петербург. Через год крейсер I ранга водоизмещением более 6 т, длиной более 126 м при ширине более 16 м, общей стоимостью более 6,3 млн. рублей, сопровождаемый артиллерийскими залпами салюта с кораблей, стоявших на Неве, был спущен на воду и введен в плеяду боевых кораблей Российского флота. Согласно повелению императора Николая II именовать крейсер «Авророй» стали еще в марте 1897 года. Это название в честь богини зари у древних греков было выбрано из одиннадцати вариантов, предложенных царю. «Аврора» – первый в российском флоте корабль отечественного производства, оснащённый новинкой – якорями системы Холла.
Этапы пути крейсера «Аврора»
Морской путь крейсера начался 28 июля с первого плавания в Кронштадт.
Уже через 1,5 года после начала службы крейсер принял участие в переходе на Дальний Восток, и в мае 1905 года Цусимское сражение стало для него боевым крещением.
После возврата в Балтийское море «Аврора» с год плавала, оставаясь учебным кораблем, где практиковались в морском деле гардемарины. С 1906 по 1912 год крейсеру довелось посетить многие порты мира. В годы Первой мировой «Аврора» активно участвует в боевых действиях на Балтике. В конце 1916 года корабль ставят на ремонт в Петрограде.
Но уже в феврале 1917 года экипаж корабля становится активным субъектом революционных событий, в октябре – дает залп, а в последовавшей за этими событиями гражданской войне проявляет самоотверженность, отражая иностранную интервенцию.
С 1922 года, став одним из первых, введенных в строй на Балтике, вплоть до 1940 года крейсер плавает как учебный корабль для курсантов военно-морских училищ, посещая зарубежные порты ряда государств.
1924 год ознаменовался для крейсера получением первой награды – Красного Знамени ЦИК СССР, а 1927 год – ордена Красного Знамени.
С самого начала Великой Отечественной крейсер встал на защиту Ленинграда. Сражаясь за город, экипаж корабля своей героической отвагой вписал свою страницу славы в историю крейсера и обороны города. Весь блокадный период 1941-1944 годов «Аврора» подвергалась бомбардировкам и систематическим обстрелам, стоя в порту Ораниенбаума (ныне город Ломоносов). Ее корпус, получив много пробоин и приняв много воды, осел на дно. Экипаж, мужественно боровшийся за жизнь корабля, летом 1944 года принял непосредственное участие в поднятии крейсера с грунта, после чего корабль поставили на ремонт.
С 1948 до 1956 года крейсер «Аврора», пришвартованный у Петроградской набережной, был учебной базой Нахимовского училища Ленинграда.
Музей Крейсер «Аврора»
В 1956 г. Центральный Военно-морской музей открыл на крейсере «Аврора» свой филиал – Корабельный музей. За 55 лет в музее побывало уже более 30 миллионов туристов, представителей более 170 стран.
В 1968 г. крейсеру была присвоена еще одна награда – орден Октябрьской революции. В 1992 г., в июле, на «Авроре» снова подняли Андреевский военно-морской флаг, являющийся символом морского могущества России.
Крейсер «Аврора» – один самых знаменитых символов советского времени.