Музей-памятник «Спас-на-крови» в Санкт-Петербурге
Немного севернее Невского проспекта приковывают взгляд пестрые главы храма Воскресения Христова, который чаще называют Спасом-на-крови. Имея живописный силуэт, яркое многоцветье убранства и древнерусские формы, он составляет несколько резкий и неожиданный контраст окружающей архитектуре в стиле классицизма. Это храм о девяти главах с высотой 81 метр, вмещающий около 1600 человек.
Спас-на-крови в Санкт-Петербурге возводился в период с 1883 по 1907 год. Он располагается на том месте, где 1 марта 1881 года получил смертельное ранение Александр II, известный в народе как Царь-Освободитель. Про этот храм можно сказать, что он является образцом церковного зодчества Московской Руси XVII века, сооруженным по проекту А. Парланда.
Здание храма относится к числу крупнейших памятников мозаичного искусства в России. Композиции составлялись по картинам Васнецова, Бруни в мастерской Фроловых. В отделке внутреннего убранства использовано богатейшее собрание самоцветов. Над восстановленным местом ранения императора установлена шатровая сень.
Храм удивляет богатством декора – резными наличниками, вставками из мозаики, изразцами, поясками, цветной черепицей. При его постройке впервые применялось наружное украшение здания при помощи мозаики.
Создателями храма Спаса-на-крови являются:
· А. Парланд – архитектор, разработчик проекта;
· В. Васнецов – знаменитый русский художник, написавший для интерьера картоны «Богоматерь» и «Спаситель»;
· А. Рябушкин – художник, в период с 1897 по 1900 год работал над созданием картонов;
· Н. Харламов – художник, автор 42 картонов для мозаик интерьера храма;
· Н. Шаховский – художник, автор 24 мозаичных эскизов. Написал для иконостаса произведения «Тайная вечеря», «Апостол Андрей», «Апостол Петр»;
· Н. Бодаревский – художник, автор 16 эскизов к мозаикам.
Внешний вид и внутреннее убранство Спаса-на-крови в Петербурге
При разработке проекта А. Парланд старался создать собирательный образ храма. Он не просто сделал повтор образцов XVII века, а сумел органично соединить традиционные формы декора с новыми.
Здание имеет асимметричную композицию и вытянуто с запада на восток. Вопреки православным традициям входные двери находятся в углах храма. Отделка фасадов очень насыщенна, ее слои как бы накладываются друг на друга.
Основной объем фасадов облицован красно-коричневым зигерсдорфским кирпичом, на фоне которого очень нарядно смотрятся изразцы и мраморная отделка. Стены украшены орнаментом из поясков и крестиков, мозаичными изображениями. Купола луковичной формы, покрыты цветной эмалью. Общая площадь фасадов, покрытых мозаикой – 400 м2.
Исключительное положение в Петербурге храма Спаса-на-крови предопределило его назначение. В нем проводились службы в память об Александре II. Оформление храма включает обширное собрание мозаики, коллекцию самоцветов, изразцов, ювелирной эмали, которые отличались высочайшим мастерством выполнения. Стоимость декоративных элементов составила 2 млн. руб.
Эскизы для мозаик храма выполнялись группой известнейших художников того времени. В общей сложности было собрано мозаичное покрытие площадью около 7 тысяч квадратных метров.
Реставрация Храма Спаса-на-крови
Время не пощадило ни мозаику, ни камень храма Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге. Реставрационные работы начались с их очистки и промывки. Небольшие дефекты маскировались с помощью специальной мастики, разрушенные декоративные элементы заново вырезались из мрамора.
Восстановление мозаики оказалось наиболее трудоемким. В этом процессе помогли эталоны, эскизы, картоны, выполненные для каждой из композиций. Спустя 90 лет после освящения и открытия Спаса-на-крови завершился первый реставрационный этап, и музей принял посетителей.
Спас-на-крови – православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова.