Театр Ленсовета в Санкт-Петербурге
Осенью 1933 года в доме бывшей Голландской церкви под руководством Исаака Кроля, ученика Мейерхольда, был поставлен спектакль «Бешеные деньги» по пьесе А.Н.Островского. Так было положено начало истории знаменитого сегодня театра Ленсовета в Санкт-Петербурге.
Блистательная труппа настолько покорила публику, что уже в 1936 году она могла радовать своих поклонников на новой сцене в специально отреставрированном Театральном зале А.И. Павловой.
Во второй половине 30-х годов в советском театре начали бороться с формализмом и «мейерхольдовщиной»: режиссер Исаак Кроль был уволен и руководителем театра назначили Б.М. Сушкевича. Именно он создал коллектив с безупречной художественной репутацией. Благодаря разнообразному и со вкусом подобранному репертуару театра Ленсовета в те годы актеры имели возможность максимально полно продемонстрировать свой талант и потенциал.
В 1940 году театр отправился в длительные гастроли на Дальний Восток, где в Хабаровске и встретил войну. За годы Второй Мировой труппа дала более 1300 спектаклей на территории Сибири, Дальнего Востока, Урала и даже Крайнего Севера.
В родной город Санкт-Петербург театр Ленсовета вернулся лишь осенью 1945 года. Здание на Троицкой сильно пострадало из-за бомбежек, поэтому спектакли стали давать в доме на Владимирском проспекте. Не успев, как следует, обустроиться на новом месте, скончался Б.М. Сушкевич – его здоровье очень истощилось за годы военных скитаний.
В 1953 году, накануне своего 20-летия, театр получает свое современное имя – Ленинградского Совета.
В 1960 году здесь появился новый лидер – И.П. Владимиров, который обновил труппу и придал театру свой неповторимый облик.
Новая история театра имени Ленсовета
Современная история театра имени Ленсовета более чем интересна. В 1996 году его художественным руководителем стал В.Б. Пази. Он часто шел на риск, используя для постановок неожиданный материал, и тем самым значительно расширял возможности труппы, сохраняя ее художественные традиции. Так в репертуар театра Ленсовета стали входить спектакли:
· «Лицо» – киносценарий И. Бергмана;
· «Король, дама, валет» по роману В. Набокова;
· «Маленькая девочка» Н. Берберовой;
· «Оскар и Розовая Дама» Э.-Э. Шмитта;
· «Фредерик, или Бульвар преступлений» Э.-Э. Шмитта.
На афише театра Ленсовета даже появились мюзиклы – «Владимирская площадь» по роману Достоевского «Униженные и оскорбленные» и «Кабаре», знаменитый мюзикл Бродвея. Они во всей красе демонстрировали музыкальные способности актеров театра.
В. Пази приглашал в театр лучших режиссеров: Г. Тростянецкого, М. Бычкова, В. Петрова, В. Сенина. Затем вновь рискнул… и пригласил режиссёра Юрия Бутусова, выпускника Театральной академии. Именно с ним в театр Ленсовета пришли всеми любимые сегодня актеры: Константин Хабенский, Михаил Трухин, Михаил Пореченков, Андрей Зибиров. Именно они стали творческим ядром ставившихся в 90-е годы спектаклей театра Ленсовета: «Войцек», «В ожидании Годо», «Калигула».
На сцене блистали и другие молодые артисты, которые сегодня признаны настоящими мастерами своего поколения: Анна Ковальчук, Олег Фёдоров, Ирина Савицкова, Дмитрий Лысенков, Лаура Пицхелаури, Анастасия Самарская, Александра Камчатова. Спектакли театра имени Ленсовета многократно отмечались и отмечаются по сей день самыми престижными отечественными и зарубежными фестивалями. Несмотря на то, что сегодня Владислава Пази больше нет на этой земле, театр по-прежнему остается сильным творческим организмом, способным на многие открытия.
Театр Ленсовета – фонтан творческой энергии.