Белый театр в Санкт-Петербурге
Белый театр в Санкт-Петербурге был открыт в 1995 году. Его руководителем является Михаил Чавчавадзе. Он проживает в Столярном переулке в доме Зверкова. У Чавчавадзе всегда появляются фантастические идеи. Темпераментный руководитель видит жителей Санкт-Петербурга «белыми» в свете знаменитых летних ночей с одноименным именем. По всей вероятности отсюда и пошло название «Белый театр».
О первых спектаклях – «На кабельных работах осенью 69 года» (по поэме В. Ерофеева) и «Мрамор» (по пьесе И. Бродского) - заговорил весь Санкт-Петербург. Это стало настоящим событием в театральной жизни города. Театр работал на разных площадках полуподвальных помещений.
Белый театр и музей Достоевского
В 1997 году труппа преступила к созданию спектакля «Голуби» по пьесе М. Угарова. Во время поиска места для репетиции, Белый театр нашел музей Достоевского. С этого времени музей и театр вместе.
Было принято решение создать общий проект, то есть соединить музей и театр. Так на свет появилось представление «Наказание». Поставлено оно было по записям Достоевского и сыграно в экспозиции музея. Но этот спектакль был не более, чем просто театрализованной экскурсией по музею. Зрители, которые по воле случая стали соучастниками представления, покорно следовали за главным героем от одного раздела к другому. Необходимость перемещения была формальностью,так как не меняла неподвижного, застывшего во времени музейного пространства. Строгие тексты автора не позволяли актерам импровизировать, работа с некоторыми экспозициями была наигранной.
Следующий спектакль «Европейские анекдоты» был также поставлен в экспозиции музея. Рассказ шел о путешествии Достоевского по Европе, которое он описал в своих «Зимних заметках о летних впечатлениях». Постановка вышла интересной, яркой и немного ироничной. Но так долго продолжаться не могло: в выставочном зале музея с трудом помещались не больше 30 зрителей. Спектакль был просто напросто нерентабельным.
В 2002 году в кинозале музея произошли изменения. Труппа Белого театра сняла там все кресла, на сцене установила стулья, дизайн 70-х годов закрыла черной тканью. Именно здесь весной 2002 года прошел потрясающий проект Белого театра и Музея Достоевского «Достоевский и Вайда».
К 300-летию города были выделены средства на реконструкцию зала. 7 июня 2003 года афиша Белого театра пополнилась спектаклем «Нора» (по пьесе Г. Ибсена) на новой сцене музея. В создании нового зала также помогла и Норвегия. Норвежские друзья поспособствовали реконструкции кинозала в музее, закупке театрального оборудования.
Постановки Белого театра
Совместная работа Белого театра и музея Достоевского развивается довольно интенсивно. За годы их сосуществования уже определился творческий состав. Даже, несмотря на участие в других театрах, съемки на телевидении, гастроли по стране, актеры всегда стремятся поучаствовать в новых спектаклях Белого театра.
Постановки Белого театра, которые созданы в музее Ф.М. Достоевского:
· «Записки из мертвого дома» (по произведениям «Мальчик у Христа на елке» и «Записки из мертвого дома» Ф.М. Достоевского);
· «Нора» (по пьесе «Кукольный дом» Г. Ибсена);
· «Обняться и заплакать» (по пьесе «Вечный муж» Ф. Достоевского);
· «Женитьба Гоголя» (по пьесе «Женитьба» Н.В. Гоголя);
· «Табу, актер» (по драме С. Носова);
· «18-й эпизод» (по роману «Улисс» Д. Джойса);
· «Преступление» (по роману «Преступление и наказание» Ф. Достоевского);
· «Ибсен-Стриндберг» (по пьесе В. Бирон);
· «Ева внутри кошки» (по произведения Г. Маркеса).
Белый театр – постижение петербургских тайн.